27.09.2013

Бумагопластика. Часть 1

Бумагопластика. Часть 1
Мастер-класс от Олега Ващенко.

Здравствуйте, уважаемые Мастерицы и Мастера!

В этой статье пойдет речь об особенностях применения картона и бумаги для создания интерьерных украшений в технике «Бумагопластика».

 Доступные и недорогие материалы, простые инструменты, несложные приемы, а также наслаждение от создания уникальных работ – все это делает данную технику популярной среди широкого круга любителей и профессионалов рукоделия.

Многое из изложенного может быть применено и в других техниках.

Философия


Бумагопластика – искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур. В это понятие входят и оригами, и квиллинг, и вырезание, но я остановлюсь на создании рельефных панно.

В своих работах в этой технике я стараюсь использовать как можно меньше других, кроме картона и бумаги, материалов. Интерес именно в том, чтобы найти решение «чисто в бумаге». Но иногда приходится применять отдельные элементы, которые по тем или иным причинам не могут быть полноценно заменены картоном или бумагой. К тому же часто при смешении стилей возникают очень интересные идеи, а интересные идеи – это хорошо!

Материалы


Гофрированный картон (гофрокартон) – упаковочный материал, состоящий из двух плоских слоев (лайнеры) и одного волнообразной (гофрированной) формы между ними (флютинг). Из гофрокартона я изготавливаю основы и жесткие несущие элементы фигур панно, а также рамки. Полоска гофрокартона со снятым одним лайнером позволяет имитировать гурт монеты, протектор колеса и т.д.

Замечено, что гофрокартон из упаковок от оргтехники и бытовой техники более качественный, чем из упаковок от продуктов или сигарет. Это следует учитывать при выборе.

Картон – разновидность бумаги плотностью более 250 г/м.кв. Для основы фигуры панно можно использовать плотный картон.

Для лицевой части фигуры также можно брать картон из различных упаковок, но каждый его образец имеет разную плотность, красивый с виду картон может расслоиться после сгибания, а глянцевая лицевая поверхность плохо держит клей. Поэтому я рекомендую для серьезной работы приобрести в магазинах канцтоваров или товаров для творчества пару листов картона одностороннего мелования. У него одна сторона белая и гладкая, а другая – серая и шероховатая. Картон плотностью 300 г/м.кв. хорошо гнется и держит форму. Картон плотностью 450 г/м.кв. подойдет для  более жестких деталей, рельефных элементов и заднего фона.

Бумага – обычная бумага для принтеров плотностью 80 г/м.кв. и ватман плотностью 200 г/м.кв.

Гофрированная бумага (гофробумага) – позволяет передать фактуру водной поверхности, земли, дерева и др.

Туалетная бумага – пока использовал только в работе «Утка-пароход» для имитации поверхности бамбука.

Прочие материалы – Стеклянные шарики из аэрозольных баллончиков. Дозаторы из бутылок. Блистеры (прозрачные упаковки). Зубочистки. Проволока...

Инструменты


Для работы я использую: ножи-резаки большой и малый, ножницы, линейку металлическую, шило, циркуль, карандаш, зажимы (прищепки), пинцет, дырокол канцелярский.

Бумагу и картон я режу ножом под линейку на стекле. Говорят, что это плохо для ножа, и существуют специальные коврики. Согласен. Ну, нет у меня пока коврика!

Клей


Клеи для бумаги на водной основе для работы не годятся, потому что от влаги бумага коробится, и происходит деформация. Я использую полимерный универсальный клей «Титан», «Dragon Fly». (Его рекомендуют для наклеивания пенопластовых багетов и плитки). Клей без резкого запаха, после небольшого подсыхания легко удаляется с рук и инструмента.

Использовать клей из большой бутылки в мелких работах неудобно, поэтому я заполняю клеем небольшой шприц без иголки и выдавливаю клей из него прямо в место склеивания. Для предотвращения высыхания клея на носик шприца надевается колпачок.

Краски


Краски акриловые разных цветов и «металлики». Краски типа «Декола» качественные, но дорогие. В строительных магазинах (на рынках) можно купить «металлики» большей емкости и за меньшую цену, но их качество немного хуже. Еще вариант: в некоторых магазинах товаров для творчества предлагают краски «на разлив» - цена ниже, чем у красок в заводской упаковке, а качество хорошее.

Краски аэрозольные в баллончиках. Использую польские «Champion»: золото, серебро; черную матовую «Mixon. Hobby Lack». Все продается в строительных магазинах.

Краски акриловые «контурные». Цвет подойдет любой, ведь потом все равно закрасится. Главное, чтобы краска была густая, и после высыхания оставался бугорок.


Немного теории

К сожалению или к счастью, но бумага не «тянется», в отличие от ткани, металла, кожи, а уж резины и подавно. Отсутствие этого свойства не позволяет без кардинальной деформации создавать поверхности сложной формы.

Допустимо получить плоскую поверхность и такие поверхности второго порядка как цилиндрическая и коническая, а также плавные или резкие переходы этих трех поверхностей. Поэтому при создании фигур сложной формы приходится либо упрощать форму поверхности, либо проводить деление на более мелкие элементы.

Приступая к работе


Сначала в голове, а потом и на бумаге появляется эскиз будущей работы. Иногда бывает трудно сразу нарисовать его в натуральную величину. Для этого можно увеличить рисунок «по клеточкам» до нужных размеров.

Теперь нужно определить основу изделия, к которой будут крепиться остальные элементы, и вырезать ее из плотного картона или гофрокартона.



Я предпочитаю использовать гофрокартон. У узкой полосы гофрокартона имеются анизотропные свойства: он легко ломается «по волне», а в перпендикулярном направлении довольно прочен.

Это следует учитывать при выборе ориентации основы относительно волны гофрокартона. А вот в работе «Денежная рыба Rust» в изгибы волны очень удачно вставлены зубы данной рыбы.



Края основы, особенно те, которые не будут закрыты другими элементами, я заклеиваю полоской из писчей бумаги, по ширине равной толщине гофрокартона. Под полоску «щедро» подается клей, который дополнительно придает краю основы прочность.

Из гофрокартона удобно изготовлять другие несущие элементы, которые торцом приклеиваются к основе.



При работе с картоном приходится делать сгибы – резкие переходы между поверхностями. Если линию сгиба продавить с тыльной стороны тонким предметом (ручкой, ножницами, шилом), то сгиб будет четким и в нужном месте.

Потренировавшись, можно делать сгибы не только по прямым, а и по кривым линиям, создавая интересные переходы между поверхностями.



Изгибы (плавные цилиндрические и конические поверхности) делать намного легче, если картон предварительно прогладить торцом линейки или ножницами. В этом случае получится качественный изгиб без сгибов и трещин. Но нужно иметь в виду, что из толстого картона тонкую трубку свернуть тяжело, лучше использовать бумагу.



Будущую фигуру следует мысленно разбить на составляющие поверхности, которые будет легко создать из картона. Вначале наклеиваются внутренние элементы и те элементы, к которым будут крепиться другие. Если основа изготовлена из гофрокартона, клеить элементы лучше с задней стороны основы с помощью «язычков».

Не следует стремиться склеить все и сразу. Лучше дать хорошо приклеиться одной стороне, а потом формировать изгиб и т.д.
Прямоугольные элементы (например, кабины машин) формируются по типу развертки коробки.



От прямого края основы очень просто создать цилиндрическую или коническую поверхность.



Если край основы имеет некоторую кривизну, то здесь возможны затруднения. Если к основе приклеить элемент с прямым краем, то получится перпендикулярная цилиндрическая поверхность.



Если к основе приклеить элемент с тем же радиусом кривизны края, то деталь будет просто лежать на основе.



Напрашивается вывод, что для создания объема радиус кривизны края детали должен быть больше радиуса кривизны края основы, но не бесконечным (прямая линия).



При сложной кривизне края основы можно применить «старинный казацкий способ» подгонки детали. Для этого один край куска бумаги надрезается бахромой с шагом 5-10 мм в зависимости от кривизны. Затем бумаге «вручную» придается приблизительное положение будущей детали относительно основы, а кончики бахромы загибаются за основу.



По этому черновому шаблону изготовляется чистовой, который также проверяется и подгоняется под основу. А по нему уже вырезается деталь из картона. Следует учитывать, что картон не примет ту же форму, что и бумага, поэтому целесообразно дать небольшой припуск, а после приклеивания окончательно подрезать деталь.



Подгонка применяется так часто, что сделать шаблоны и чертежи получается только для очень простых фигур.

Деталям можно придать объем, загнув их края с помощью пинцета.



Мелкие кружочки можно выбивать дыроколом.

Для глаз я использую стеклянные шарики из баллончиков. Главное при установке глаза, чтобы диаметр отверстия в картоне был немного меньше диаметра шарика, и он не выпал наружу. Также изнутри шарик должен быть прижат к отверстию другой деталью.

Пластиковые элементы дозаторов позволяют изготовлять глаза, стекла фар и т.д.
Из круглых блистерных упаковок получаются иллюминаторы, окна.

Рамка


Рамка служит для крепления изделия на стену, дополняет фигуру, придает ей завершенность. Но «рамка» не должна означать «ограничение». Кто сказал, что рамки должны быть прямоугольными? Делаем рамки квадратными, ромбическими, круглыми. Пусть фигура выступает за поля!



А пусть рамки не будет как таковой!



Неудачной рамкой можно загубить всю работу. Вот первоначальный вариант рамки в работе «Рыба-субмарина».



А вот окончательный вариант. Круглая рамка смотрится намного лучше. В ней угадывается и иллюминатор, и аквариум, и рыба словно плавает.



Следуя «чистой» технике, рамки тоже делаются из гофрокартона.



Подробное описание изготовления ромбической рамки можно найти здесь: "Мир творчества". Подобным образом делаются и прямоугольные рамки. Особое внимание обращаю на декорирование уголков рамки. Во-первых, это придаст ей завершенность, а во-вторых, скроет огрехи подгонки сторон рамки, если таковые будут иметься.

Также по указанной ссылке можно почитать о балансировке изделия. Она нужна, если рамка вешается на одном крепеже, а центр тяжести всего изделия смещен от середины.
Изделия с прямоугольными рамками лучше вешать на два крепежа. Для крепежей я использую багетные петли, которые приклеиваю к задней части рамки и дополнительно фиксирую маленьким шурупом на клее.



Задний план


Конструктивно задний план объединяет рамку и фигуру, а также может нести дополнительный декор. Например, в работе Панно «Форд» простоту и слабую детализацию автомобиля компенсируют силуэт города и брусчатка.



А в более детальной работе Панно «Паровоз» на заднем фоне только обозначена поверхность земли.



Сборка изделия


Готовая фигура приклеивается к заднему фону на некотором удалении от него с помощью подставки из полоски картона. Если фигура выступает за поля рамки, то это позволит ее приклеить к заднему фону. А главное, такое крепление создает иллюзию целой фигуры.



Представьте половинку яблока, лежащую на тарелке разрезом вниз, вид сверху. Что мы видим? Правильно, половинку яблока. А теперь подложим под половинку яблока незаметную сверху подставку, высотой как пол-яблока. Что видим сверху теперь? Целое яблоко! Глаза видят половину яблока, отстоящую от тарелки, а мозг по привычке дорисовывает вторую половину.
Иногда из-за особенностей изделия сборку готовой работы приходится делать после покраски!

Покраска


Часто изделия в технике «Бумагопластика» смотрятся «самодостаточно» и без покраски. Как правило, это архитектурные макеты или геометрические модели. Для такого уровня нужно быть очень аккуратным, чтобы не были заметны огрехи разрезания, склеивания, следы разметки.

Но даже окрашенный картон – это всего лишь картон. Вывод: имитировать другой, более «благородный» материал. Например, металл. Краски «металлики» позволяют «создать» золото, серебро, медь, бронзу.

При окраске кистью легче прокрасить труднодоступные места, малый расход краски, более дешевая краска, но следы от кисти могут испортить весь результат.
Краска из баллончиков кладется ровненько, но она дороже, и приходится повертеть изделие, чтобы задуть ее во все внутренние места. Чтобы избежать подтеков, краску из баллончика следует наносить небольшими порциями, давая высохнуть предыдущему слою.



Имитация старого металла смотрится лучше. Для этого изделие окрашивается черной матовой краской, потому что патина не дает глянца! А затем губкой очень малое количество краски «металлик» растирается где-нибудь на бумаге почти досуха и легкими касаниями наносится на выступающие части изделия.



Нанесение точек «контуром» позволяет создать эффект заклепок при имитации машин и механизмов. Точки наносятся до покраски черной краской.



Заключение


Несмотря на объемное изложение (что вызвано желанием подробного описания), бумагопластика очень проста в освоении, стоит только попробовать!


Источник: Бумагопластика. Часть 1. Ловкость рук и никакого компьютера

 

Забрать на свою страничку: